Беседы с батюшкой. Как сохранить веру

Аудио:
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове протоиерей Вадим Буренин.

– Тема сегодняшней беседы – «Как не потерять и сохранить свою веру».

Эта тема, на мой взгляд, очень остро стоит сейчас в нашем обществе. Тем более в испытаниях, которые мы прошли, проходим и наверняка еще будем проходить. Испытания могут быть разные – начиная от пандемии и заканчивая просто нашей леностью, равнодушием, теплохладностью. Масса причин, которые ведут нас к некому расхолаживанию. Но многих людей, наоборот, сложные ситуации, которые складываются в жизни, сподвигают к поиску Бога, поиску веры. В любом случае это сложная тема сегодняшнего дня.

Храм, где Вы служите, не очень большой, тем не менее он всегда полон людей, которых сложно назвать захожанами. У вас все прихожане.

– Да.

– Все любят богослужение и знают его.

– Да, любят и знают богослужение. Более того, все посетили катехизаторские курсы, все познакомились с устройством храма, с тем, что происходит во время богослужения. Каждый сдавал экзамен по литургике. Поэтому на приходе все непосредственно участвуют в службе.

– Оглашенных нет?

– Оглашенных на сегодняшний день, к сожалению, нет.

– Почему к сожалению?

– Ограничения, которые были в последний период времени, сказались в том числе и на этом, нет людей, которые хотели бы проходить оглашение в течение длительного периода времени. Ни для кого не является секретом, что многие болели: кто-то болел ковидом, кто-то – гриппом, у кого-то – другие заболевания. Некоторые болели очень и очень тяжело. Это, конечно, наложило свой отпечаток.

Нынешнее время очень сложное для духовной жизни, и очень важно, чтобы люди, у которых есть желание получить те или иные духовные знания для принятия крещения, ответственно подходили к этому. Те, кого Господь уже коснулся, – уже в Церкви, уже с Богом. Но многие люди на сегодняшний день только начинают знакомиться с нашей духовной культурой. Надеюсь, что спустя какое-то время у нас опять будут оглашенные и мы опять сможем радоваться пополнению Церкви людьми, которые в дальнейшем будут постоянными прихожанами.

Где все те люди, которые в начале 90-х годов принимали крещение? Где эти толпы людей, которые приходили и крестились? Их нет на сегодняшний день. Когда в дальнейшем появились катехизаторские курсы, настоящие оглашения, мы увидели, что качество прихожан стало таким, которое радует – люди приходят на службу из любви к Богу; они ощущают радость от того, что пришли в дом Божий, могут помолиться, и радость от общения с другими. Здесь проявляется настоящая любовь к ближним своим, потому что вместе единым сердцем и едиными устами мы молимся о благосостоянии всего мира, молимся за нашу страну, власти и воинство, за народ, путешествующих; в общем, за всех людей. Это, конечно, большая радость.

В приходе все познакомились друг с другом, община знает каждого человека, и каждый человек ощущает себя в храме как дома, потому что он не чужой, а принимается с распростертыми объятиями. Месторасположение нашего храма способствует этому. Если бы храм располагался непосредственно рядом с метро, очевидно, ситуация была бы несколько иная.

– Знаю один храм, который находится в самом центре; там записок на проскомидию огромнейшая пачка, а прихожан – человек десять. Потому что огромное количество «захожан» – людей, которые пришли только для того, чтобы подать записочку. Если бы все они были на литургии, то не хватило бы даже Исаакиевского собора. Поэтому иногда возникает вопрос о том, все ли верующие люди сейчас посещают храмы. Эта ситуация известная. Насколько она может быть опасна, на Ваш взгляд?

– Мне мои некоторые прихожане говорили так: «Раньше в храм было трудно прийти, но еще труднее было в нем остаться». Потому что нужно являть особую ответственность перед лицом Божиим и перед всей общиной, нужно являть постоянство. Это отличает прихожан от тех людей, которые пришли в храм только для того, чтобы поставить свечу, подать записочку, освятить куличи на Пасху или прийти за святой водой. Община живет как единое целое. При нашем храме есть и паломнические поездки, и различные встречи; то есть идет активная жизнь, и весь приход участвует в этой жизни, нет людей, которые остаются в стороне. Позиция «моя хата с краю» – не про нашу общину. Господь коснулся сердца человеческого, поэтому человек пришел в церковь. Далее человек уже сам потрудился: прошел оглашение, посетил катехизаторские курсы, познакомился с основами православного вероучения...

– В общем, он отдает себе отчет в том, куда пришел и зачем.

– Да, он делает это совершенно осознанно. Многие посещали и посещают воскресную школу. Плюс посещают различные лекции, которые помогают лучше понять и наши праздники, и богослужение. Все это способствует тому, что у людей вера сохраняется крепкой и твердой, потому что они принимают непосредственное участие в духовной жизни. Они читают Священное Писание. Напомню слова апостола Павла, что все Писание богодухновенно. Я всем рекомендую и прошу читать Священное Писание, и прихожане читают. Прекрасные примеры из Священного Писания, из житий святых помогают при размышлениях укрепиться в вере. Молитва – царица добродетелей. Мы помним слова Священного Писания о том, что должны хранить себя от всяких проявлений, которые могут повредить нашей духовной жизни.

– Вопрос телезрителя из Белгорода: «Есть такое выражение, что вера у человека на кончике языка. Я хотел бы узнать, что значит иметь веру. Достаточно просто вслух сказать о ней или для этого нужно еще кое-что?»

– Действительно, от того, что мы говорим, многое зависит. Мы помним слова Священного Писания, что вера без дел мертва. То есть когда человек говорит определенные слова, он эти слова подкрепляет своими делами. Тому есть очень много свидетельств из Священного Писания, из творений святых отцов. Можно вспомнить доброго пастыря, отца Иоанна Кронштадтского: прекрасный был проповедник, и все, что говорил, он подкреплял конкретными делами. Если перечислять эти дела, не хватит передачи – так много было этих дел. Но много было и слов. И слова, которые Иоанн Кронштадтский произносил, каждый раз подтверждались определенными делами. Вот это для нас прекрасный пример.

Мы знаем святых, которые жили в XX веке, в советский период времени: святитель Лука (Войно-Ясенецкий), преподобный Серафим Вырицкий, многие другие праведники. Их слово имело силу, потому что было подкреплено конкретными делами. Мы на сегодняшний день имеем возможность изучать их жизнь, что позволяет нам самим вести такой образ жизни, который позволил бы и нам, когда мы произносим определенные слова, подкреплять эти слова конкретными делами. Тогда перед Богом и братьями и сестрами во Христе мы будем теми людьми, которые имеют как твердую веру, так и любовь к Богу, подтвержденную делами.

Но эта вера является знанием, то есть человек точно знает, что нужно поступать именно таким образом. И опыт всей Церкви это подтверждает. На сегодняшний день для нас является очень важным, чтобы наша вера была осознанной, чтобы она была точным знанием, что мы трудимся Христа ради и можем угодить Богу.

Сегодня мы совершаем память преподобного Серафима Саровского, и я не могу не вспомнить его беседу с Мотовиловым о цели христианской жизни. Для нас очень важно, чтобы та цель, которой мы должны достигнуть, достигалась благодаря тому, что мы живем с верой как знанием и эта вера как знание является и в наших совершенно конкретных повседневных делах. Как говорит апостол Павел, кто на каком месте ни находился бы, он может жить во славу Божию. Каждый на своем месте должен жить во славу Божию без осуждения, укорения, имея настоящую, подлинную кротость, терпение и смирение. И тогда та вера, которую мы являем словами, проявляется на деле.

На сегодняшний день немало в России и за пределами нашей страны пастырей Церкви, которые являют собой достойный пример для подражания: это и архиереи, и непосредственно священнослужители, и монашествующие. Немало и тех мирян, которые трудятся в Церкви во славу Божию исходя из внутреннего убеждения; то есть у них такая крепкая вера, которая помогает им осуществлять очень важную деятельность, способствующую как тому, чтобы наши храмы были благолепными, нормально содержались, так и в развитии различных социальных, просветительских и миссионерских программ. Это тоже важное свидетельство нашего времени. Слава Богу, что на сегодняшний день мы можем в СМИ постоянно знакомиться о такого рода делах. И телеканал «Союз» по всей нашей стране показывает о тех или иных важных событиях, которые происходят.

– Вопрос телезрителя из Москвы: «Целый год мы не ходили в церковь. Как Вы считаете, в таких ситуациях сложно сохранить веру в Бога?»

– Надеюсь, что у Вас есть духовник и Вы согласовывали свою жизнь с духовником. Если мы говорим про общину, приходскую жизнь, значит, мы говорим о том, что у человека есть духовное руководство. Я уже вспоминал батюшку отца Иоанна Кронштадтского: сколько людей он окормлял! Им нет числа. А сколько людей окормлял Серафим Вырицкий?.. Я общался с разными людьми, которые непосредственно общались со святителем Лукой (Войно-Ясенецким). Некоторые помнят, как он им преподавал, когда они были еще студентами...

– Им преподавал святой.

– Да. Они реально помнят те знания, с которыми живут по сей день. Эти люди являются врачами, они помогают ближним своим. Их социальное служение – Христа ради. Люди, почувствовав в себе искру Божию от слов праведника, несут эту искру в течение всей своей жизни. Это очень правильное и верное направление для нас, и мы свидетельствуем об этом.

Телезритель говорит о том, что в течение определенного времени не посещал храм. Здесь очень важно не впасть в состояние уныния, печали, тоски, отчаяния, но сохранить именно радость о Христе. А как сохранить радость во Христе, если находишься в стороне от духовной жизни? Очень важно, чтобы человек был членом общины, чтобы было общение с духовником. Например, всех тех прихожан, которые по той или иной причине находились в домашних условиях, наши приходские священнослужители в обязательном порядке посещали, когда это было возможно.

Совсем недавно я посетил одного прихожанина, которому 90 с лишним лет. Я его в свое время крестил. Сейчас он лежит дома; он переболел ковидом, жив, но находится в таком состоянии, которое не позволяет ему на сегодняшний день посещать храм. Я приезжал к нему, духовно с ним беседовал, молился вместе с ним, он исповедовался, причастился Святых Христовых Таин. Таким образом, духовная жизнь продолжается.

Наш приход окормляет Дом ветеранов войны. Эти люди не имеют возможности на сегодняшний день посетить храм, но это не значит, что нет возможности нам прийти к ним с такой радостью, которая позволит им ощущать себя частью общины, частью нашей Церкви. Поэтому ни в коем случае нельзя впадать в состояние уныния, печали, отчаяния и тоски. Духовенство готово прийти к каждому человеку на дом, провести с ним духовную беседу, пообщаться, помолиться, в том числе причастить человека Святых Христовых Таин.

– Мы сейчас говорили об отце Иоанне Кронштадтском, о пастырях добрых, которые несут свое служение. Не могу не вспомнить братство Иоанна Кронштадтского и отца Николая Беляева (отошедшего ко Господу), старшего священника Иоанновского монастыря. Только когда человек отходит ко Господу, мы вдруг сразу видим, сколько этот человек сделал ради Бога, скольких людей он привел к Господу, сколько людей благодаря его проповедям и делам пришли к Господу. Удивительно, что при жизни мы, миряне, этого не замечаем, а после смерти вдруг понимаем.

– Отец Николай действительно был добрым пастырем, в своей жизни старался подражать отцу Иоанну Кронштадтскому. Вся его священническая жизнь прошла перед моим лицом как на ладони. Господь сподобил меня молиться перед усыпальницей еще в советское время, когда не был открыт монастырь, здание еще не было монастырем. Мы приходили туда все семьей и молились там. Когда монастырь открыли, насколько мог, я принял участие в разборе завалов, выносе мусора из усыпальницы.

С отцом Николаем мы общались как близкие люди, будто всегда друг друга знали, то есть не было никакой дистанции, никакого дискомфорта. Общение с ним продолжалось до самой его блаженной кончины. Незадолго до кончины я ему звонил и не думал, что он вскоре отойдет в мир иной. За десятилетия его пастырской деятельности я наблюдал настоящую, подлинную духовную жизнь; то, как человек, ставший священнослужителем, может в полной мере посвятить себя служению Богу и ближним. Мне по сей день очень радостно от того, что у нас был такой пастырь Церкви.

Его масштабы как служителя Божия намного шире рамок прихода Иоанновского монастыря. Он сумел организовать братство, которое по сей день являет особую христианскую любовь. Каждый раз, когда мы с ним духовно общались, мне было радостно за очередные успехи в реализации тех или иных духовных социальных проектов. У него такие проекты каждый раз появлялись, когда появлялись те люди, которые могли эти проекты осуществить. То есть каждый раз такое решение исходило из реальных возможностей. Не просто так, что завтра захотели и что-то организовали. Все организовывалось благодаря тому, что собиралась группа единомышленников, которые действительно могли осуществлять духовное социальное служение в данном конкретном направлении. И осуществлять это служение не разово, не в течение какого-то короткого периода времени, а на постоянной основе.

– Эта добродетель – постоянство, наверное, одна из тех христианских добродетелей, которые способны сохранить веру и не дать возможности потерять ее. Как говорят отцы, постоянство в добродетели есть одно из самых главных христианских качеств. Постоянство в служении отца Николая Беляева, святого праведного отца нашего Иоанна Кронштадтского – это те примеры, когда мы можем не потерять свою веру, сохранить ее.

– Нельзя сказать, что все было совсем гладко и идеально. В пастырской деятельности были очень сложные моменты. Например, был случай, когда у нас на Каменноостровском проспекте глава администрации хотела закрыть подростковый детский клуб, который окормлял батюшка отец Николай. Он обратился ко мне за помощью: «Помоги, чтобы этот клуб не был закрыт. Нужно его отстоять».

И действительно, на тот момент, так как я был членом Социально-экономического совета по развитию Петроградского района, мне удалось выступить с инициативой и предложением не закрывать этот клуб. Тогда у нас главой администрации была Людмила Косткина. Прямо на совете она вела себя, скажем, несколько странным образом. Она с криком говорила о том, что клуб нужно закрыть, что на этом месте будет построен новый элитный корпус. То есть были такие определенные интересы… Тем не менее, пытаясь действовать с христианской любовью, мы сумели показать важность сохранения этого клуба в центральной части Петроградского района, чтобы дети получали грамотную помощь в развитии как будущие граждане общества.

Духовное окормление предполагает, чтобы и преподаватели, и сами учащиеся, и их родственники,  родители в том числе, тоже имели возможность соприкоснуться с духовной жизнью. В этом отношении батюшка отец Николай помогал людям обрести веру в Бога, помогал приобщить их к Церкви Христовой.

Наверное, этот пример показывает, что не все у нас было радужно, было немало различных сложностей. Эти сложности мы пытались преодолевать, имея крепкую, твердую веру в то, что с нами Господь. И если мы делаем дело, которое Господь действительно благословляет во славу Божию, и делаем это с любовью, то Он нам помогает. И мы наблюдали и наблюдаем по сей день, что все эти благие начинания не остались втуне. То есть за этот период времени, какие бы «вихри враждебные» ни веяли над нами, успеха они не достигали.

– То есть это тоже отстаивание веры и поприще в сохранении веры.

–  Это наши конкретные слова, и они подкреплены конкретными делами. И при этом мы не видим никакой корысти, никаких проявлений гордыни и тщеславия. Мы здесь видим именно проявление кротости, терпения, смирения, и все это делалось с любовью.

– Вопрос телезрителя: «Господь Иисус Христос в Евангелии говорит: без Мене творить не можете ничесоже. Как это можно понять – это какое-то творчество, добрые дела? Например, твердую веру без Него никак нельзя приобрести? Или от Него тоже все дается по силе, по твоему поведению, по тому, как ты себя ведешь? А ведь хочется твердой веры, но не получается».

– Это, безусловно, дар Божий. Мы знаем, что каждому святому угоднику Божию в жизни было дано удивительное событие, чтобы он почувствовал присутствие Божие, почувствовал, что Господь с ним. Мы вспоминаем, например, апостола Петра, который тонул. Он стал сомневаться – и стал сразу тонуть. Мы вспоминаем апостола Фому. Разве Фома был совсем неверующим? Нет, он был верующим, но у него было  определенное состояние, когда он сказал апостолам, что пока  действительно реально не убедится в том, что Христос воскрес, не поверит.

Многие люди приходили и приходят к Богу, почувствовав силу Божию, Божественную любовь. Недавно мне рассказывала одна прихожанка, как она летела с группой со Святой Земли, у них были частицы мощей преподобномучениц Елисаветы и Варвары. В самолете они вдруг почувствовали тепло от этих святых мощей. Человек проверил, все ли в порядке со святыней, рукой почувствовал тепло и стал всем вокруг давать почувствовать это тепло.

В самолете достаточно прохладно, сумочка нигде не могла нагреться, то есть в других местах она была достаточно холодной, а когда в ней были мощи, она была очень-очень теплой. И все вокруг почувствовали, что здесь, в этом месте, находится святыня, которая источает тепло. Этот человек сказал мне: «Как после этого я могу не верить в Бога, если  осязательно чувствую Его присутствие?» Если у человека есть вера, эту веру он потерять не может, потому что эта вера – знание. Человек опытным путем почувствовал, что с ним Господь, он знает, что с ним Господь, и, опытным путем почувствовав Бога, он может стать только предателем.

– Да, у нас есть разные примеры. Есть пример Иуды, а есть пример Савла. Иуда видел и общался с Господом Иисусом Христом, а Савл только слышал Его голос.

– Но Иуда же знал, и у него была вера как знание. Да, он действительно видел чудеса, которые творил Христос. Он знал? Да, он прекрасно все это знал. А Савл почувствовал силу Божию. Почувствовав силу Божию внутри себя, он стал духовно преображаться. Но для этого тоже потребовалось время, и достаточно много времени.

– И испытания, и слепота.

– Да, он получил определенные испытания, но тоже опытным путем почувствовал в себе веру в истинного Бога, и эта вера была знанием, точным знанием, что с ним Господь.

– Но ведь были люди, которые так же, как Савл, гнали христиан, но не стали верующими. Потому что, наверное, нужно быть готовым услышать слово Божие, быть готовым встретить Христа. Или это происходит, что называется, только по воле Божией и наши усилия тут не нужны?

– Действительно, как мы видим, Господь открывается не всем подряд. Вот Он избирает Своих ближайших учеников, Он именно избирает их. Каждый раз, когда Господь касается сердца того или иного человека, Он этого человека выбирает из всех, Он его избирает. И здесь человек, почувствовав присутствие Божие, опытным путем зная, что с ним Господь, уже прикладывает определенные усилия к работе над собой, кто-то в большей степени, кто-то в меньшей.

Кто-то живет всю жизнь, зная, что Господь есть, он в Него верит, но для него эта вера не является руководством к действию. К сожалению, на сегодняшний день у нас в стране есть немало людей, которые говорят: «Да, я верю в Бога. Я знаю, что Господь есть, я признаю таинства». Такие люди приходят, как они говорят, на крестины, венчание, на отпевание, приходят, чтобы освятить куличик, еще на какие-то события. То есть в их жизни происходят определенные события, которые для них являются важными. Они говорят: «Да, я верую в Господа», – и это тоже какая-то вера для них. Но их жизнь не пронизана тем, чтобы каждое их дело было Христа ради.

Серафим Саровский говорил, что только за дела, которые совершаются Христа ради, человек получает благодать Святого Духа, то есть божественную силу, божественную энергию. Я не раз слышал от разных христиан о том, как вроде бы доброму человеку, который мог бы совершить какое-то доброе дело, предлагали его совершить, а ему было лень это делать. Он говорил: «У меня нет сил». У него нет благодати, нет Божественной энергии, чтобы осуществить эту деятельность Христа ради. То есть теоретически он был бы готов ее осуществить, но ему не под силу эти действия, потому что здесь нужна Божественная помощь.

Божественная помощь приходит к тому человеку, который в своей жизни действительно стремится жить с Богом, то есть его слова и дела не расходятся. Такой человек, который является практикующим христианином, как сейчас стали говорить, живет именно в Церкви. Эта жизнь в Церкви предполагает, что в светском обществе он совершает те дела, которые совершает Христа ради, то есть он – человек Церкви. Это и наше священноначалие, и наше духовенство, и все те миряне, которые, находясь в лоне Церкви, служат Богу и ближним.

– У меня есть еще один вопрос по теме нашей сегодняшней передачи: как сохранить веру, как ее не потерять? Очень много людей, наших знакомых, отошли ко Господу, и мы уже в течение долгого времени размышляем о смерти. Размышление о смерти в данном случае помогает нам утвердиться в вере, сохранить, не потерять ее.

– Память о смерти нам необходима. Каждый день мы должны помнить о часе смертном, потому что все свои дела и все свое естество мы должны согласовывать с тем, что в любой момент можем предстать перед лицом Божиим. С чем предстанем? Будет ли в этот момент в нас благодать Божия? Если эта благодать Божия в нас будет, если мы со славословием Бога предстанем перед Ним, конечно, Господь сделает нас наследниками Своего Царства Небесного.

Если же перед этим мы занимались совершенно другими делами, которые недостойны того, чтобы о них говорить, о которых стыдно, совершенно неприлично говорить, потому что такие делишки совершаются под прикрытием темноты, если человек в такого рода делах предстанет пред лицом Божиим, это страшно. Это трагедия всей жизни человека, потому что он мог посвятить себя Богу, но выбрал другой путь.

Мы вспоминаем Ария и Первый Вселенский Собор. Арий – постник, молитвенник, и тем не менее по одну сторону Спиридон Тримифунтский и другие угодники Божии, а по другую сторону он. Мы вспоминаем батюшку отца Иоанна Кронштадтского и Гапона. Отец Иоанн Кронштадтский по одну сторону, Гапон – по другую сторону, хотя он тоже пытался подражать Иоанну Кронштадтскому: и последние сапоги с себя снимал, и пытался помогать рабочим материально, как только мог, и при этом молился, но он по другую сторону, он сделал другой выбор. У него были дела, которые только имитировали духовность Христа ради, сущность же их была совершенно другой.

По делам их узнаете их. В итоге дела засвидетельствовали то, что эти люди не со святыми праведниками, не в лоне Церкви, а в стороне от нее. Поэтому я искренне желаю и себе, и всем вам, чтобы мы оставались в лоне Церкви. В лоне Церкви в советский период времени были и преподобный Серафим Вырицкий, и святитель Лука (Войно-Ясенецкий), и многие-многие праведники, которые до последнего вздоха оставались верными Матери Церкви. А сколько они прошли испытаний, сколько было на них гонений! Какая у них была трудная и тяжелая жизнь!

И когда сейчас идут какие-то разговоры о том, что есть некоторые сложности с посещением храмов, так ведь у нас на значительной территории нашей страны по сей день храмов не хватает. У нас есть немало людей, которые не могут доехать до храма, и это тоже является большой сложностью. Тем не менее они могут жить со Христом, читать Священное Писание и в то же время осуществлять такую христианскую жизнь, которая бы свидетельствовала, что с ними Господь.

В советское время были пастыри Церкви, которые были сосланы, не имели возможности служить и молиться, но веру крепкую они сохранили, и дела у них были именно Христа ради. Поэтому, возлюбленные братья и сестры, живите во славу Божию, в любви к Богу и ближним своим, с верой, которая будет твердым знанием, что с нами Господь.

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Нина Кирсанова и Людмила Белицкая

Назад