17 января. Вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою

Аудио:

Евангелие от Марка, глава 1, стихи 1–8

Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Сегодня, в неделю перед Богоявлением, празднуется собор семидесяти апостолов, в память о которых за богослужением предлагается отрывок из Евангелия от Луки (Лк. 10, 1–15), а также чтение предпразднства –  Евангелие от Марка (Мк. 1, 1–8).

1.1. Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия,

1.2. как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.

1.3. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.

1.4. Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов.

1.5. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои.

1.6. Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед.

1.7. И проповедывал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его;

1.8. я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым.

(Мк. 1, 1–8)

Во времена первых христиан книги писались на свитках, а поэтому начало текста должно было четко указывать на содержание того или иного манускрипта. Евангелист Марк начинает свое повествование с надписания, которое указывает на содержании книги: Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия (Мк. 1, 1).

Далее апостол Марк начинает само повествование и ведет его издалека – не с рождения Иисуса Христа и даже не с описания Иоанна Крестителя в пустыне. Он начинает Евангелие с видений древних пророков, другими словами, с глубокой древности.

Приведенная евангелистом Марком цитата из пророков многозначительна: Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою (Мк. 1, 2). Это слова из книги пророка Мала́хии (см. Мал. 3, 1), которые звучат как угроза. Во времена Мала́хии священники плохо исполняли свои обязанности: приносили в жертву второсортных животных с физическими недостатками и смотрели на службу в храме как на скучную обязанность.

Посланник Божий должен был очистить богослужение в храме, прежде чем на землю придет Помазанник Божий. Иными словами – исправить основу религиозной жизни перед пришествием Христа.

Далее евангелист приводит слова пророка Исаии: Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему (Мк. 1, 3). В прямом смысле речь шла о посланниках любого восточного правителя, которому предшествовали послы, провозглашая приход господина. Также их обязанностью было приготовление пути, по которому путешествовали царь и его свита. Они разбирали каменные завалы или, наоборот, засыпали дорожные ямы.

В переносном, духовно-нравственном, смысле это требование, по толкованию блаженного Иеронима, означало, «чтобы мы делали для Бога прямыми пути и стези в сердцах наших, и наполнялись добродетелями, и принижались смирением, чтобы кривое мы изменяли в прямое, жестокое превращали в нежное, и таким образом делались достойными видеть славу Господню и спасение Божие».

Именно после ветхозаветных пророчеств евангелист Марк описывает Иоанна Крестителя, который носил грубую одежду и жил в Иудейской пустыне на западном побережье Иордана, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов (Мк. 1, 4). Иудеи были знакомы с ритуальными омовениями. Они подробно описаны с 11-й по 15-ю главу Книги Левит. Символические очищения водой составляли неотделимую часть иудейского обряда.

Когда язычник становился прозелитом, то есть обращался в иудейскую веру, он должен был пройти три ритуала. Во-первых, подвергнуться обре́занию; во-вторых, за него должна была быть принесена очистительная жертва; и в-третьих, он должен был принять крещение, что символизировало очищение его от всякой скверны прошлой жизни. Совершенно естественно поэтому, что крещение не было просто окроплением, а погружением всего человека в воду.

Иоанн же предлагал крещение всем иудеям, а не только уверовавшим язычникам. Призыв Иоанна Предтечи говорил о том, что быть иудеем по происхождению еще не значит быть членом избранного Богом народа; иудей может оказаться как раз в том же положении, что и язычник; Богу нужен не иудейский образ жизни, а жизнь, исполненная рассуждения и покаяния.

О том, что есть покаяние, святитель Игнатий (Брянчанинов) лаконично говорит, что это «сознаться, раскаяться в грехах своих, оставить грехи свои [...] и уже более не возвращаться к ним».

В греческом тексте употребляется слово μετάνοια [метанойя], которое переводится как «покаяние». Но точное значение этого слова имеет более глубокий смысл – «перемена ума, переосмысление». Иоанн Креститель требовал от приходящих к нему людей не извинений Богу за совершенные поступки, а реальное осмысление своей прежней жизни и изменение ее качества.

Для нас, дорогие братья и сестры, и сегодня актуально звучит проповедь Предтечи. Мы также призваны исправлять свою жизнь покаянием, замещая наши грехи и страсти благими мыслями и добрыми делами.

Помогай нам в этом Господь.

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 

Назад